Четверг, 17.10.2019, 18:19
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Матвеево-Курганская сош № 3 

им. Героя Советского Союза А.М. Ерошина

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Экология

Непрерывная система экологического образования и воспитания.

    Актуальность  экологического  образования  и воспитания  на  современном  этапе  развития общества  бесспорна, поэтому  в  нашей  школе  экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.

 Цель  экологического  образования   состоит  в  развитии  экологической  культуры  поведения  учащихся  в  окружающей  среде, формирования  ответственного отношения  к  природе. Перед юными экологами нашей школы  стоят  следующие  задачи:

- понимание  современных  проблем  окружающей  среды:

- развитие  познавательного  отношения  к природе  в процессе  исследовательской  деятельности;

-  умение  анализировать  собственное  поведение  в  природе, формирование  личной  ответственности  за  состояние  окружающей  среды;

- самостоятельное  получение и углубление  экологических  знаний   детей  на  основе  самообразования;

- воспитание  любви  к  природе  как  источнику  жизни  и красоты.

В  Матвеево - Курганской  сош №3  обучается  536  учащихся. Экологическое образование в нашей школе является приоритетным направлением работы в течение нескольких десятилетий. Вся работа по экологизации учебного процесса ведется по всем направлениям школьной жизни. Обязательным является включение экологии в учебно-педагогический процесс. Важной частью работы является включение в учебный план  предмета «Экология» в 6-11 классах. Мы используем следующий комплект учебников:

  1. Учебник «Экология растений» 6 класс (авторов Быловой А.М., Шориной Н.И.) нового поколения, в основе которого лежит системно-структурный подход, необходимый для развивающего обучения. Курс направлен на экологизацию ботаники. За основу изучения взяты такие важные вопросы как единство жизни растений с живой и неживой природой, их экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения. Дается понятие о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира. Построение курса позволяет проводить лабораторные и практические работы, тем самым, повышая интерес к предмету у учащихся. Несомненным плюсом данного курса можно считать возможность для учителя включения материалов по природе и охранной деятельности родного края и района. Данный курс является началом изучения экологии в школе и в последующих классах будет продолжен.
  2. Учебник «Экология животных» 7 класс  (авторы Бабенко В. Г.,Богомолов  Д. В., под ред. Черновой Н. М.)  изучается в седьмом классе параллельно изучению дисциплины «Биология. Животные» и способствует расширению и углублению знаний по данному предмету. Актуальность этого курса обусловлена нарастающей значимостью экологических про­блем и осознанием роли человека в охране окружающей среды. На уроках экологии продолжается формирование экологической культуры школьников, развивается интерес к познанию животного мира, природоохранной и исследовательской деятельности. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования  и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы
  3. Учебник Федоровой М.З., Кучменко В.С. «Экология человека»  8 класс. Содержание курса не является совершенно новым, т.к. многие вопросы раскрывались в предыдущих классах на уроках биологии и экологии. Однако, материал этого курса расширяет кругозор учащихся, позволяет формировать навыки самооценки здоровья. Курс не дублирует материал по биологии 8 класса, т.к. направлен на вопросы сохранения и поддержания здоровья. пронизан одной целью: научить школьников оценивать состояние собственнго здоровья и соотносить результаты с образом жизни, разрабатывать мероприятия по профилактике заболеваний и вносить коррективы в свой образ жизни.
  4. Программа «Биосфера и человечество»  9 класс развивает основные экологические понятия, рассмотренные в 8 классе в курсе «Экология человека». Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром, на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человечества на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития человечества и природы. Показывается, что способность людей находить компромиссное решение в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой является основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия всего человечества.
  5. «Основы экологии»10-11 класс Чернова Н. М., Галушин В. М. Учебник создан на основе оригинальной авторской программы, рекомендованной Министерством образования РФ. Содержание учебника полностью соответствует обязательному минимуму содержания экологического образования.
    В приложении к учебнику помещены выдержки из федерального закона об особо охраняемых природных территориях. Красочные рисунки, схемы, графики расширяют возможности усвоения учебного материала. Учебник рекомендован Министерством образования РФ и включен в Федеральный перечень.

Обязательным является экологический компонент в учебных программах всех предметов, изучаемых в нашей школе.

Экологическая составляющая прослеживается в курсах таких предметов как: география, химия, рисование, окружающий мир, ОБЖ, технология и др. Это в большей  степени   происходит  через введение дополнительной  экологической информации в предмет, т.е. через  расширение  межпредметных  связей   этого  предмета  с экологией.

В школе  функционирует    3  детских  общественных  объединения:

  1. Школьная организация «Республика Эколог» зарегистрирована федерацией детских организаций «Юная Россия» содружества детских объединений Дона 1 марта 2000 года (свидетельство о регистрации №139),  руководитель  Кулакова М. В.  Основными целями деятельности организации являются формирование экологической нравственности, привлечение общественного внимания к проблемам детского экологического движения. Основные  направления  работы: просветительское, агитационное, исследовательское, практическое. «Республика Эколог» объединяет всех учащихся, является органом самоуправления, инициирует и проводит экологические акции, школьники ведут активную, систематическую работу по охране окружающей среды и пропаганде своих знаний среди населения.
  2. Кружок «  Юный эколог», руководитель  Шищенко Г.В.
  3. Кружок « Юный  исследователь», руководитель Гордиенко Н.Н.

На занятиях кружков дети знакомятся с родной природой, овладевают методиками исследования природных объектов, в старших классах углубленно изучают экологию, совершенствуют  исследовательские и проектные навыки и умения.

В школе проводятся различные виды мониторинга окружающей среды.

Обязательным является составление паспорта экологической комфортности каждого кабинета, включающего  себя анализ таких важных факторов как освещенность, температура, влажность, площадь и объем помещений, степень аэрации, анализ гигиенических характеристик помещения и т.д. Используются разнообразные методики определения данных параметров, создано методическое пособие в помощь ученикам.

В рамках изучения предмета «Экология» дети овладевают методикой лихеноиндикации. Каждый год мы проводим исследование состояния воздуха пришкольной территории, результаты используем на уроках биологии и экологии, при подготовке к научно-практической кнференции, они используются в проектной деятельности.

Мониторинг питьевой воды осуществляется в рамкам исследовательской деятельности. Используются возможности химической лаборатории школы, ежегодно методика совершенствуется и усложняется.

Мониторинг воздуха  по методике ассиметрии листьев березы. Проведены исследования в разных районах поселка, сделаны выводы о взаимосвязи загрязненности  воздуха и деятельностью человека.

На уроках  экологии  дети получают   первоначальные  навыки  ведения фенологических исследований . 

В   2010 году  школа  получила  статус  областной инновационной площадки   по теме: « Система  непрерывного  экологического образования  и воспитания  школьников» (приказ Министерства общего и профессионального образования РО № 845 от 27.10.2010)  Была  разработана программа   развития  Матвеево - Курганской  школы №3  на 2010-2013 учебные  годы «Система непрерывного экологического образования и воспитания школьников» (Приложение)

В  школе  имеется  хорошо технически оборудованный  кабинет  экологии. Он содержит необходимое программное обеспечение, укомплектован раздаточными и демонстративными материалами. Комплектация кабинета продолжается, в этом активно участвуют учащиеся школы. В каждом кабинете  учащиеся  оформляют  «Экологические  уголки» единого образца,  участвуют  в  озеленении  классных  комнат  и коридоров. (Приложение)

Одним из направлений работы с учащимися является проведение всевозможных праздников, акций, конференций, митингов и т.д. В рамках проведения « Дней  защиты  от экологической   опасности» классы  готовят  буклеты  с экологической  тематикой, листовки, призывы, газеты, рисунки.  Организовываются выставки («Мода из отбросов», «Стоп-кадр», «Живи Земля», «Земля глазами детей»), лектории («Птица года», «Почему нельзя жечь листья», «Береги Миусский край», «Роль лесополос в нашей жизни», «Куда утекает вода?» и т.д.), тематические праздники на экологические темы. Листовки  с  призывами  заботиться  о  чистоте  посёлка  юные экологи  разносят  по  дворам  и вручают  их владельцам. Традиционно  проводятся  экологические  митинги  среди  обучающихся  в дни  общественных   экологических  акций  « Земля – наш  общий  дом», « День  посадки  деревьев  в  Ростовской  области»,  в тематические  экологические  дни:  «День  Воды», « День птиц», « День Земли». В эти дни в школе проводятся открытые мероприятия, конференции, круглые столы, игры позволяющие более полно осветить экологические проблемы нашей местности и наметить пути их решения. 5 июня  Всемирный  День охраны  окружающей  среды  проводится  экологический  митинг  с  привлечением   населения  и общественности. В рамках  реализации проекта « Больше  кислорода»  по созданию  школьного  питомника, был организован  массовый  митинг.

Для  проведения  уроков и   внеклассной  работы по экологии  широко  используется  созданная  руками  учащихся  экологическая  тропа «Миусские  зори»,   в пределах  микрорайона  школы. Для  учащихся  младших  классов  проводятся  по  ней  экскурсии  в природу. Задача экскурсии: пропаганда  природоохранительных  знаний, продолжительность экскурсии – 1 час, протяжённость маршрута- 700м (Приложение)

 Интересным  объектом  исследовательской  деятельности  является  район  памятника  «Якорь»-

« Волкова гора». Этот уголок нашего  Миусского  края привлекает  многообразием  видового  состава степных  растений. Школьные  экологи   проводят  экскурсии  с целью проследить за их  развитием  с весны  до  осени. 

 Традиционными стали  походы  в природу  к берегам  р. Миус,  целью  воспитания  экологической  культуры,  любви  к своей  малой  Родине.   Во  время  таких  походов  ребята  не только  наслаждаются  природной  красотой, но  и  участвуют  в  очистки  берегов и прибрежной  зоны  от  мусора,  отыскивают,   расчищают  и  благоустраивают заброшенные  родники.

Ежегодно  вся  школа  занята в экологических  субботниках: весенних  и осенних  субботниках- это  яркий момент  экологического  единства детей  разного  возраста, объединённых  одной задачей: заботиться о чистоте  любимой школы. Школьные  экологи  снимают  видеофильмы, готовят  фоторепортажи. Юные  журналисты  сотрудничают  с редакцией  газеты  « Родник», в которой им отводится  страничка и где  они помещают  информацию о работе  республики  « Эколог».

   Научно- исследовательское   направление является  ведущим   и осуществляется  через   участие  в школьных, районных, областных, всероссийских   конкурсах. Полученные на уроках, кружках, во время походов и экспедиций знания, учащиеся  используют для создания проектов, направленных на решение конкретных природоохранных задач нашего района. Юные  экологи  представляют  свои  работы на конкурсах разного уровня  и имеют  множество наград и поощрений. Так, учащиеся нашей школы дважды за последние годы занимали 2 место на областном слете юных экологов. 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Copyright MyCorp © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz